Новому руководителю, отметили в ведомстве, предстоит продолжить богатые традиции МХТ им. А.П. Чехова и предложить зрителю новые творческие проекты. «Уверены, Константин Юрьевич обладает необходимыми качествами и авторитетом, чтобы объединить вокруг себя труппу и вывести театр на новый уровень. Он много лет трудится в МХТ им. А.П. Чехова, хорошо знаком коллективу и знает ситуацию в учреждении изнутри. Благодаря этому сможет быстро включиться в работу в новой должности», — подчеркнули в пресс-службе Минкультуры.
Назначения произошли также и в МХАТ им. М. Горького. Генеральным директором театра стал Владимир Кехман. Одновременно он продолжит работать в качестве художественного руководителя Михайловского театра.
«Благодаря накопленному опыту Владимир Абрамович сможет поддержать коллектив МХАТ им. М. Горького в кризисной ситуации, а также поступательно решить задачи по приведению в порядок самого театра, нуждающегося в ремонте», — считают в министерстве.
В пресс-службе МХАТ им. М. Горького РБК сообщили, что ведомство пока не уведомляло театр о назначении Кехмана гендиректором. «Наш учредитель еще нам не прислал никаких официальных и даже неофициальных сообщений. Мы не
Кадровые потери МХТ при Женоваче
Назначение Сергея Женовача в МХТ Чехова стало неожиданностью для всего театрального мира. На место Олега Табакова, скончавшегося 12 марта 2018 года, прочили его учеников: Евгения Миронова, Владимира Машкова, Сергея Безрукова, актера МХТ Хабенского, режиссера Константина Богомолова. Но тогдашний глава Минкульта Владимир Мединский остановил выбор на художественном руководителе Студии театрального искусства.
Почти сразу после назначения Женовача из театра ушли режиссеры Константин Богомолов и Александр Молочников, спектакли которых были одними из самых кассовых в репертуаре. В течение последнего года театр покинули популярные артисты, на которых ходила публика и которых в театр пригласил Олег Табаков: Дарья Мороз (дебютировала на сцене МХТ в 2001 году), Дмитрий Дюжев (работал 15 лет), Андрей Бурковский.
С самого начала работы Женовача в МХТ Telegram-каналы призывали руководителей культурной отрасли объективно оценить работу нового худрука. Его критиковали за отсутствие ярких премьер, предоставление площадки своим ученикам, плохие продажи, закрытие знаковых спектаклей. Женовачу прочили отставку, а самому МХТ — слияние с Театром наций. За последний месяц в защиту Женовача выступили авторитетные театральные критики Марина Токарева в «Новой газете», Григорий Заславский в «Независимой газете», Марина Райкина в «Московском комсомольце».
Критик, ректор ГИТИСа Григорий Заславский так сегодня прокомментировал уход Женовача: «То, что происходило в театре на этом участке работы, и то, что не раз вызывало комментарии, проникнутые неудовольствием в разных местах, это, наверно, и привело к принятию такого решения. Такого страшного давления, такой войны на уничтожение, какая велась на Женовача на Telegram-каналах, — это вынести не каждому под силу».
По мнению Заславского, из-за кадровых перестановок в театре можно ожидать репертуарных изменений, но не сиюминутных. «Кто бы ни возглавил театр, нельзя требовать перемен через два месяца, через три месяца, даже через полгода. Через полгода может выйти первый спектакль. Но театр — это территория долгосрочного планирования», — сказал ректор ГИТИСа.
За время, что Женовач работал худруком, в МХТ было создано 11 новых спектаклей для основной сцены, три — для малой и один — для новой. Как режиссер Женовач поставил три спектакля — «Бег», «В окопах Сталинграда» и «Заговор чувств». Активно работали на сцене МХТ ученики худрука: Егор Перегудов выпустил «Месяц в деревне», Екатерина Половцева — «Венецианского купца», а также приглашенные режиссеры — Юрий Бутусов, Дмитрий Крымов, Оскарас Коршуновас.
С 2018 года было снято несколько спектаклей, выпущенных при Олеге Табакове и пользовавшихся популярностью у зрителей: «Идеальный муж», «Мушкетеры» Богомолова, «Зойкина квартира» Серебренникова, «Примадонны» Писарева.
Константин Хабенский работает в МХТ с 2002 года, до этого он служил в театре «Сатирикон», а также в Театре имени Ленсовета в Петербурге, где играл главные роли в спектаклях Юрия Бутусова. Еще во время учебы в ЛГИТМиКе (курс Вениамина Фильштинского) начал активно сниматься в кино и сериалах. На сегодняшний день фильмография артиста насчитывает больше 100 ролей.
Скандалы во МХАТе Горького
В декабре 2018 года художественным руководителем МХАТ им. Горького был назначен Эдуард Бояков. До него с 1987-го, с момента разделения МХАТа на Чеховский и Горьковский, театром руководила народная артистка СССР Татьяна Доронина. С приходом Боякова ее назначили на специально учрежденный пост президента театра. Заместителем худрука по литературной части назначили писателя Захара Прилепина, а замруководителя по творческой работе — заслуженного артиста России Сергея Пускепалиса.
С момента назначения Боякова МХАТ погряз в конфликтах: актеры и Татьяна Доронина писали письма президенту Владимиру Путину с просьбой «изгнать Боякова из МХАТа» и вернуть прежнее руководство. Ситуацию усугубили скандал с назначенной на роль в спектакле «Чудесный грузин» телеведущей Ольги Бузовой и многочисленные финансовые нарушения. В апреле 2021-го Дорониной вернули полномочия, но мало что изменилось — актриса в театре не появляется, и основные решения по-прежнему принимает Эдуард Бояков.
«Кризисную ситуацию в МХАТ им. Горького» признал даже Минкульт в своем пресс-релизе о назначении.
Пришедший в МХАТ Владимир Кехман с 2007 по 2015 год был генеральным директором Михайловского театра. Затем был назначен в Новосибирский театр оперы и балета, на волне скандала с постановкой там оперы «Тангейзер».
Руководящую работу в театре Кехман совмещал с бизнесом. Он был главой группы JFC. После признания Кехмана банкротом его имущество в 2017 году было распродано на торгах. Обанкротившаяся компания JFC — некогда крупнейший импортер бананов — была должна банкам 18 млрд руб. Только Сбербанк оценил задолженность Кехмана в 4,5 млрд руб.
Театральный критик Павел Руднев в беседе с РБК затруднился ответить на вопрос, почему гендиректором МХАТа назначили именно Кехмана. «Больших успехов в Новосибирском театре оперы и балета он не достиг. Кехман прослыл скандальным закрытием спектакля «Тангейзер», который оценила вся театральная общественность. Придя директором в Новосибирский театр оперы и балета, Кехман закрыл данный спектакль, это был первый его шаг. Поэтому трудно сказать, что можно в этом случае ожидать», — отметил Руднев.
«Должность (генерального директора. — РБК) предполагает супервайзера прежде всего по финансовым вопросам. Кехман — это человек, в большей степени связанный с финансами, чем с творчеством. Наверно, это вопрос более точного директорского контроля над ситуацией в театре им. Горького», — добавил театральный критик.
Сколько зарабатывают МХТ и МХАТ
Доходы МХТ им. Чехова по итогам 2020 года, как следует из материалов Федерального казначейства, составили 1,1 млрд руб., из которых 818,7 млн руб. принесли платные услуги (включая 583 млн руб. государственной субсидии). Сумма расходов за аналогичный период — почти 909 млн руб. Основной статьей — 629 млн руб. — стали зарплаты. В 2021 году театр рассчитывает также на 1,1 млрд руб. дохода, из которых 619 млн руб. — субсидии за счет средств федерального бюджета, а 345 млн руб. — доходы от собственной деятельности. Выплаты по планам составят 1 млрд руб.
Доходы МХАТ им. Горького в 2020 году достигли 746 млн руб. (из которых 574 млн руб. — платные услуги, включая 434 млн руб. субсидий), что ниже показателей расходов, составивших 798 млн руб. В 2021 году размер поступлений по планам должен составить 719 млн руб., из которых 319 млн руб. — субсидии из федерального бюджета, 339 млн руб. — собственно деятельность театра. Размер предполагаемых выплат — 717 млн руб.
РБК
Внимание! Мнение авторов может не
совпадать с мнением редакции. Авторские
материалы предлагаются читателям без
изменений и добавлений и без правки ошибок.