“Ъ” обнаружил, что с начала года издательство «Джем» подало 19 исков к компании «Яндекс» (11 — в Мосгорсуд и 8 — в Московский арбитражный суд), 4 иска к «ВКонтакте» и его партнеру «Объединенному Медиа Агентству» (ОМА, к нему также зарегистрировано 4 иска в Мосгорсуде). Также «Джем» подал четыре иска к Google (в Мосгорсуд по поводу музыки на YouTube) и по одному — к Apple, Spotify, «Сберзвуку» и МТС.
«Джем» — крупное музыкальное издательство, в его каталоге такие исполнители, как «Руки вверх», Дмитрий Маликов, «Агата Кристи», Слава КПСС и др. Все иски поданы из-за нарушения исключительных прав на музыку. Например, один из исков к Google подан из-за клипа «На белом покрывале января» группы «Сладкий сон», разбирательство со Spotify инициировано из-за фонограмм «Атдуши», «В репе мудаков стало нормально» и других исполнителя Саши Скул.
Судебный представитель издательства «Джем» Данил Луговой сообщил “Ъ”, что уже урегулированы конфликты со «Сберзвуком», «Зайцев.нет», Apple Music, Spotify, Facebook и другими локальными сервисами.
«Джем» продолжает сотрудничать со всеми площадками, кроме «Яндекс.Музыки», уточнил господин Луговой. По его словам, иски к «Яндексу» связаны «с продолжающимся нежеланием компании выплачивать авторское вознаграждение».
«Джем» и «Яндекс» заключили лицензионный договор в марте 2020 года, но издательство его расторгло в декабре, поскольку «Яндекс» не выплатил вознаграждение с 2015 года. В «Яндексе» сообщили, что «Джем» не передал платформе полный каталог своих треков для начисления авторских выплат (это происходит автоматически) и теперь все известные «Яндексу» треки издательства на «Яндекс.Музыке» недоступны.
Конфликт с «ВКонтакте» и ОМА, по словам господина Лугового, связан с «недоработанными системами» идентификации цифрового контента, которые позволяют загружать пиратскую музыку на площадки. «ВКонтакте» и ОМА отказались от комментариев.
По мнению сотрудника крупной музыкальной платформы, «Джем» — «патентный тролль» и судится почти со всеми сервисами.
Издательство обладает значительным количеством авторских и смежных прав, «полного списка которых ни у кого нет», добавляет собеседник. Обычно правообладатели стремятся оповестить музыкальные сервисы о своем объеме прав, чтобы увеличить сборы с площадок, но «Джем» не дает полную информацию, говорят собеседники в нескольких сервисах.
Чуть больше половины из рассмотренных в 2020–2021 годах дел завершилось частичным удовлетворением, поскольку изначальные требования суд признавал чрезмерными, отмечает партнер a.t.Legal Александр Павловский. «Можно сказать, что «Джем» рассматривает предъявление исков в качестве способа заработка. Тактика предельно проста: требовать значительные денежные суммы за нарушение прав, в надежде что суд снизит их до приемлемых для истца показателей»,— рассуждает он.
С начала 2020 года «Джем» подал более 50 исков, ни один другой правообладатель так активно с платформами не судится, отмечает руководитель дирекции Vegas Lex Кирилл Никитин.
Но иски удовлетворяются примерно в половине случаев, а часть дел заканчивается мировым соглашением или отказом от претензий, отмечает Кирилл Никитин. Поэтому, считает он, иски издательства направлены скорее на усиление переговорной позиции с площадками, нежели чем на получение прибыли.
КоммерсантЪ
Внимание! Мнение авторов может не
совпадать с мнением редакции. Авторские
материалы предлагаются читателям без
изменений и добавлений и без правки ошибок.