Что случилось
В прошлое воскресенье мир киберспорта испытал настоящий шок: российская команда Team Spirit выиграла главный международный турнир The International (TI) по Dota 2 и взяла приз в $18,2 млн. Для всех, кто хоть немного следит за киберспортом, это оказалось полной неожиданностью: за спиной у созданной шесть лет назад Team Spirit не было громких побед и достижений, а сам теперь уже звездный состав игроков организаторы команды набрали меньше года назад: и среди ребят, младшему из которых 18 лет, а старшему 23, всего один обладал опытом участия в TI, а остальных до присоединения к Team Spirit можно было назвать любителями.
То, что Team Spirit считались андердогами турнира, ярко отражает коэффициент для ставки, которую сделал сооснователь киберспортивного холдинга ESforce Антон Черепенников. Он еще в начале TI-2021 поставил на победу команды 1,53 млн рублей с коэффициентом 29 — и в итоге выиграл 44,4 млн. Понять букмекеров можно: групповой этап турнира Spirit начали с двух поражений не самым сильным соперникам, и казалось, никаких больших перспектив их не ждет. Но потом случилось невероятное: команда обыграла действующих двукратных чемпионов TI, прошла самых именитых россиян из Virtus.Pro, а в финале обыграла PSG.LGD — звездное партнерское объединение китайского клуба LGD и французского футбольного клуба «Пари Сен-Жермен» (звезды ПСЖ Лионель Месси и Неймар желали перед стартом турнира удачи коллегам-киберспортсменам).
«Ребята, с одной стороны, выделялись сырым скиллом: когда просто внезапно из ниоткуда появлялся талантливый игрок, который решал проблемы, а с другой — Team Spirit играли как команда, — говорит бывший генеральный менеджер Virtus.Pro Роман Дворянкин. — И это удивительно, потому что они собрались меньше года назад и полгода играли под тегом Yellow Submarine, без зарплаты и буткемпов. И с этой нижней точки они постепенно поднялись до победы на TI. Совершенно образцовая история».
Образцовая история оказалась настолько вдохновляющей, что о Team Spirit заговорили буквально все. Совершенно внезапно еще вчера никому не известных киберспортсменов поздравил Владимир Путин: «На пути к финалу вы продемонстрировали яркие лидерские качества и сплоченность, а в решающем поединке, который стал настоящим испытанием мастерства и характеров, сумели сконцентрироваться и в самый ответственный момент перехватить инициативу у сильных соперников». Не остались в стороне и другие политики: вице-премьер Дмитрий Чернышенко заговорил о том, что популярность киберспорта растет, Дмитрий Песков заметил, что «то, что раньше не могло называться спортом, сейчас уже претендует на то, чтобы становиться настоящим видом спорта». А под занавес команда сходила в эфир «Первого канала» — на шоу «Вечерний Ургант».
Загадочные инвесторы Team Spirit
Команда существует уже почти шесть лет, но победа в TI — первое ее масштабное достижение. По словам Романа Дворянкина, то, каким образом собирался состав под турнир, — не уникальная история, организаторы Team Spirit действовали так практически с самого начала. Они скаутят игроков, которые добиваются результатов, иногда целыми составами, и подписывают их играть под свой тег. Работает это как в футболе: кто-то открывает академии, а кто-то покупает игроков. И если в предыдущие годы стратегия Team Spirit себя не оправдывала, то триумф на TI с лихвой окупит все неудачные попытки. После того как 15% от призовых уйдет на налоги в Румынии (там проходил TI-2021), организаторы команды заберут себе примерно $1,5 млн, а остальные $13,5 млн разделят игроки, которые поделятся 3–4% суммы с тренерами, менеджерами, аналитиками и психологами, рассказывает Дворянкин.
Отличает Team Spirit от других ведущих команд из России и отсутствие крупного стратегического партнера, напоминает он: если та же Virtus Pro принадлежит VK (экс-Mail.ru Group), а Gambit — МТС, то за Team Spirit стоят лишь несколько физлиц, у которых нет ресурсов, достаточных для полноценной конкуренции с клубами, способными регулярно рекрутировать дорогих опытных игроков.
Кто именно те физлица, что стоят за Team Spirit, в команде не раскрывают. На вопросы об этом отказывается говорить и CEO команды Никита Чукалин. Однако известно, что домен сайта teamspirit.ru принадлежит российской компании Onmoon. Вокруг чего строится ее бизнес, понять сложно, по крайней мере, по ее сайту: из расплывчатой формулировки следует, что IT-компания с офисом в башне «Федерация» Москва-Сити занимается «разработкой ПО и внедрением проектов». Принадлежит Onmoon Дмитрию Кускову и Святославу Лобанову. Первый, судя по профилю в LinkedIn, окончил МФТИ в 2014 году и еще во время учебы основал Onmoon. Профиль Кускова во «ВКонтакте» был скрыт или удален на текущей неделе, заметили корреспонденты The Bell. О втором сооснователе Onmoon известно меньше. В 2011 году он уже представлял компанию, которая тогда делала игровой хостинг и была спонсором другой киберспортивной команды.
Подсказку о том, о каких проектах идет речь на сайте Onmoon, можно найти в списке сайтов, доменами которых она управляет. Среди них — заблокированный РКН forcedrop.io и еще десять сайтов, один из которых — csgo.ru. Это информационный портал по играм, объединенный с одной из крупнейших независимых бирж по продаже так называемых скинов (внутриигровых предметов) — market.csgo.com. О том, что инвесторами Team Spirit являются основатели этого маркетплейса, знают также двое собеседников The Bell на этом рынке.
На сайте маркетплейса сказано, что он управляется эстонской компанией CRYSTAL FUTURE OÜ. Эта же компания управляет и школой для игроков, которые хотят стать профи Upskill (об этом говорилось в оферте, которая пропала с сайта после того, как мы направили вопросы в обе компании, но ее все еще можно посмотреть в кэше). Доменом сайта владеет все та же Onmoon. Кроме того, CRYSTAL FUTURE имеет отношение еще к нескольким компаниям, связанным с продажей скинов (первым эту связь в 2018 году описал пользователь DTF It’s True Cyber).
$10 тысяч за оранжевый пулемет
В видеоиграх — в том числе принадлежащих Valve Dota 2 и Counter-Strike — есть внутриигровые предметы, их называют скины, или проще — шмотки. В CS это наклейки на виртуальные автоматы, которые не меняют характеристики оружия, но добавляют ему эстетики. В Dota — одежда персонажей. «Это может прозвучать странно, но есть скины, которые стоят десятки и сотни тысяч долларов. Люди покупают коллекционные кроссовки, точно так же они покупают коллекционные скины, просто потому что им нравится, как это выглядит, для статуса», — объясняет Дворянкин. Сам смысл покупок может казаться абсурдным, но рынок скинов существует только потому, что есть великая игра, в которой пользователям действительно нравится покупать дополнительные предметы, добавляет основатель DMarket Влад Панченко.
Скины выпускаются внутри игры: это могут быть обычные предметы, которые стоят несколько рублей, а могут быть редкие эксклюзивные серии, которых выпускается всего несколько штук на весь мир, и это взвинчивает цены, объясняют участники рынка. Самая большая биржа Steam-скинов принадлежит владеющей магазином Valve и формально не разрешает их перепродажу, уточняет один из участников рынка. Но это не помешало построить вокруг скинов не одну бизнес-империю. Так, по словам одного из собеседников The Bell, вторая по масштабам площадка — созданная россиянами CS.Money, где нет вывода денег, а скины просто меняются друг на друга. Далее идут три маркетплейса: csgo.com, украинский DMarket и BitSkins.
Продажа скинов — очень высокотехнологичный бизнес, говорит основатель DMarket Влад Панченко. Но другой участник рынка подчеркивает: «Мы все оперируем в рамках условия, что Steam этого как бы не запретил — а это в любую секунду может поменяться. Технически это все не задокументированные вещи, поэтому это весьма сложный бизнес. Плюс периодически на Valve начинают давить финансовые регуляторы, и компании приходится давать по шапке тем, кто особенно заигрался, — это ситуацию тоже не упрощает».
По оценке DMarket, сегодня годовой оборот рынка скинов достигает $3 млрд, что более чем вдвое ниже пикового значения 2018-го — $8 млрд. Тогда вовсю процветали рулетки и лутбоксы — механики онлайн-казино, где вместо денег пользователи играли на скины, вспоминает Панченко. По его словам, торговля скинами на «сером» рынке началась еще в 2015-м, а к 2018-му все внезапно поняли, что у этих, казалось бы, бесполезных предметов на самом деле есть ценность.
Параллельно сложилась ситуация, что у детей, у которых обычно нет денег, появилось много скинов, которые им покупали родители или они выигрывали их в игре, говорит основатель Dmarket. И сразу же возникло огромное количество сайтов, где у детей эти скины выманивали самыми разными способами, в том числе через механики казино. «В тот момент рынок и поднялся с пары миллиардов долларов до восьми. Но это не продлилось долго: с историей начали активно бороться, и в США дело дошло до нескольких дел против блогеров, которые рекламировали собственные сайты с казино на скинах», — рассказывает Панченко.
После этого Valve устроил масштабную зачистку, и несколько лет рынок работал довольно прозрачно. Но затем казино появились снова, и сейчас есть довольно много сервисов, где игрокам предлагается открывать лутбоксы-«коробки», в которых может быть предмет за $1 тысячу, а может — за 1 цент. Есть такие проекты и у Onmoon: например, забаненный РКН Forcedrop. Но не все лутбоксы — казино, подчеркивает Панченко. Например, сам Valve тоже использует эту механику, просто при ней нельзя вывести деньги, поэтому это не считается казино.
По оценке еще одного участника рынка перепродажи скинов, маркетплейс csgo.com может зарабатывать от нескольких миллионов долларов в месяц — без учета рулеток и лутбоксов, только на комиссии как биржи. Но лутбоксы и рулетки — важная часть бизнес-модели проекта. Маркетплейс предоставляет API, с помощью которого любой может взять скины с их биржи и сделать свой проект — рулетку или лутбокс, а все транзакции будут идти через биржу. «А если организатору биржи принадлежат еще и сами такие проекты, это сильно поднимает общие объемы выручки», — говорит собеседник The Bell.
По его словам, когда Team Spirit выигрывает чемпионат по Dota 2, вся цепочка замыкается: «Призовые в TI — деньги, которые идут от сезонных пропусков, которые игроки платят игре, в том числе за скины. И их выигрывает команда, собранная на деньги сервисов, которые строят бизнес вокруг тех же скинов. Круг замкнулся. Где-нибудь в суде штата Вашингтон такой конструкцией могли бы оказаться не очень довольны, но в рамках условий, по которым сейчас работает рынок, недовольных нет».
Мы направили запросы CEO Team Spirit Никите Чукалину, компаниям Onmoon и CRYSTAL FUTURE OÜ с просьбой прокомментировать связи с проектами по торговле скинами. К моменту публикации этой рассылки никто из них не ответил.
Убыточный киберспорт
То, что за Team Spirit могут стоять акционеры с высокодоходными проектами, хорошо для команды, но сама команда вряд ли поможет акционерам заработать. Киберспорт в России остается убыточным бизнесом в инвестиционной фазе и для инвесторов, за редким исключением, генерит лишь убытки.
В 2015 году Алишер Усманов инвестировал $100 млн в Virtus.Pro Антона Черепенникова, вокруг которой тот построил киберспортивный холдинг Esforce. В 2018-м, когда Черепенников выходил из бизнеса, компания рассчитывала на то, что выйдет на прибыльность до конца года. В 2021-м VK пришлось списать убыток от переоценки актива в 1,3 млрд рублей, а общая сумма убытков, списанных группой из-за Esforce, составила 5,8 млрд. Из-за сложной ситуации вокруг актива VK даже пыталась найти на него покупателя — сначала в лице малоизвестной игровой компании Modern Pick, затем — «Сбера», но эти сделки так и не состоялись (подробнее об этом мы рассказывали здесь).
В своих киберспортивных проблемах бывшая Mail.ru Group не одинока. С убытками сталкиваются большинство владельцев команд из СНГ-региона, говорит один из участников рынка. Пока команды могут зарабатывать лишь на спонсорствах. У Team Spirit, например, есть ключевой партнер — букмекер Parimatch, а еще контракты с Nike и Red Bull. Но глобально инвесторам остается лишь надеяться, что аудитория киберспорта подрастет еще сильнее и цены на партнерские программы и трансляции поднимутся.
The Bell
Внимание! Мнение авторов может не
совпадать с мнением редакции. Авторские
материалы предлагаются читателям без
изменений и добавлений и без правки ошибок.