Железный кинотрон Никиты Михалкова

11.01.2022 в 12:02
Около 4 мин чтения
Союз кинематографистов (СК) — организация общественная и, в общем-то, некоммерческая. В нее входят режиссеры, продюсеры, актеры, операторы, сценаристы и даже кинокритики и кинотехники — всего 5 тысяч человек, разделенных по 13 гильдиям. Все они платят взносы, на которые и существует организация. Точнее, должны платить.

Предвестник путинской вертикали

Учредили Союз в 1990-м на осколках СК СССР. Во времена перестройки советское киносообщество было одним из двигателей перемен в стране. На киносъездах смелые свободолюбивые высказывания звучали еще до выступлений независимых народных депутатов, и повелось так, что почти каждый киносъезд сопровождался жаркими спорами и схватками.
 
Михалков, не питающий пиетета к вольнодумцам, был избран на пост председателя на III съезде в 1997 году. Киноотрасль едва начала выходить из глубокого кризиса 90-х, а сам этот съезд удалось провести только благодаря тому, что Михалков взял заем в Российском фонде культуры. Авторитет возымел действие и через год: на следующем съезде Н.С. протащил поправки в устав СК, обеспечив себе возможность переизбираться неограниченное число раз, а досрочно отозвать его отныне не представлялось возможным. При этом те, кто опорочит честь и достоинство коллег, подлежал исключению из организации. И даже секретариат теперь назначал шеф, а не избирали делегаты, как это было ранее.

Словом, Союз представлял собой эдакую модель страны со всеми ее политическими страстями. А, с учетом того, что пришел к власти в России только в 2000-м, можно считать, что СК предвосхитил движение страны не только в сторону свободы в 1980-х, но и в обратном направлении спустя 20 лет.

При этом Михалкову оппозиция сумела дать бой посерьезнее, чем Путину за все годы его правления. Случилось это в 2009 году, когда Михалков задумал передать свой пост подконтрольному преемнику и выбрал для этой роли первого секретаря СК актера Михаила Пореченкова. Свободная киностая не захотела выполнять роль единогласно голосующего болотца и выбрала председателем режиссера Марлена Хуциева. Михалков не смирился с поражением, включил рычаги, и в итоге Минюст признал решения неприятного для него съезда недействительными, поскольку его «созвали с нарушениями». Уже спустя три месяца Н.С. собрал свой «чрезвычайный» съезд в Гостином дворе, на котором, подготовив почву, вновь торжественно взошел на трон уже безо всяких преемников.

В конце 2021 года Н.С. был в который уже раз переизбран почти единогласно. Сам он голосовал за конкурента, у которого не было никаких шансов — того поддержали всего несколько человек. Правила игры сегодня все понимают гораздо лучше, чем в 2009-м. Но даже в нынешней тихой гавани не обходится без скандалов. Он разразился вокруг режиссера-документалиста и члена правления Дома кино Акима Салбиева, который имел неосторожность раскритиковать СК: говорил, что с ними не считаются, что нет поддержки проектов. Оппонеты заметили, что после выступления Акима на трибуну поднялся соратник Н.С. Клим Лаврентьев, протянул боссу стопку бумаг, из которых тот тут же сделал вывод, что г-н Салбиев подделал его (Михалкова) подпись на документе. Режиссер уверяет, что подпись является реальным, а не поддельным факсимиле. В СК теперь опасаются, что на каждого недовольного шефом найдется настоящий или поддельный компромат.

Досье

Возраст: 76 лет (на январь 2022 года)

Стаж работы в должности: 24 года

Переизбирается на съездах кинематографистов.

В 2009 году заявлял, что устал и очень хочет уйти с поста.

Фаворит императора

— Он будет сидеть по крайней мере до тех пор, пока сидит Путин, — считает один из самых жестких и последовательных оппонентов Михалкова за все эти годы, экс-глава Гильдии киноведов и кинокритиков России . — Его поддерживает власть. Точнее, он с самого начала добивался поддержки власти, завел знакомство с Путиным. Такой фаворит императора. И сегодня у него очень большой административный ресурс. Ему позволено то, что не позволено другим — например, разъезжать с мигалкой. Но если Путин свалится, думаю, он мигом потеряет свое положение.

Одной из причин, по которым Михалкова все-таки поддерживают простые кинематографисты, Виктор Матизен считает лояльность среди ветеранов отрасли:

— Пенсионеров он периодически подкармливает. Они, естественно, заботятся о себе и заинтересованы в том, чтобы эта подкормка продолжалась.

Ресурсы самого Союза, несмотря на имеющуюся собственность (прежде всего это столичный Дом кино), невелеки. И, кажется, там отчаялись собирать деньги на собственные нужды в форме членских взносов. Поэтому Н.С., еще несколько лет назад гордившийся тем, что организация сама себя обеспечивает, неожиданно испросил финансирование у министра Любимовой. «С нашей стороны мы сделаем все возможное, чтобы это было уже в следующем году. Со стороны Союза кинематографистов мы ждем конструктивных предложений — какого рода поддержка необходима от нас», — сказала прибывшая на съезд министр культуры.

Михалков в свое время пытался поставить на коммерческие рельсы Дом кино, построив на месте скромного серого здания небоскреб и извлекая из него прибыль. Но это был тот редкий случай, когда глава СК проиграл: еще в 2006 году московские кинематографисты не поддержали его устремления, а после разгрома кинооппозиции выяснилось, что здание внесено в реестр памятников. Поговаривали, что Михалков пытался убрать его оттуда, но в итоге решил, что игра не стоит свеч и сейчас занимается не менее глобальной реконструкцией государственного Театра киноактера, где размещается его коммерческая академия, не связанная со строптивым СК.

На аргумент, что в России все устроено своеобразно и столь значимый административный ресурс Михалков может использовать во благо всей отрасли, Матизен замечает: «Мог бы. Например, СК мог бы принести большое благо стране, запретив цензуру в кино, которая осуществляется министерством культуры черед выдачу или невыдачу прокатных удостоверений». Что касается влияния Михалкова на министра, Матизен склонен считать, что при Мединском оно было больше, несмотря на давние семейные связи Михалковых и Любимовых. Но «все равно что такое министр по сравнению с фаворитом императора? Захочет Михалков запретить фильм типа «Смерти Сталина», министерство, разумеется, тут же поддакнет».

Матизен признался, что, будучи одним из 13 руководителей гильдий СК, пытался ознакомиться с финансовыми документами объединения. В частности чтобы прояснить, что стояло за громкой историей, связанной с продажей акций Киноцентра на Красной Пресне, часть из которых принадлежали СК. Но выяснилось, что «документы находятся под большим секретом».

— Да, он использует свой ресурс председателя для того, чтобы зарабатывать деньги, — резюмирует оппонент Никиты Михалкова. — Но это не означает, что он ворует из бюджета СК. Скорее всего нет. По деньгам ему, конечно, выгоднее было собирать «налоги на болванки», зато должность председателя СК гораздо более престижная. Поэтому он совмещает: бабки оттуда, статус отсюда.

logo

Оперативная публикация информации сайта в канале Telegram ↓

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Железный кинотрон Никиты Михалкова