Расчленение по-госдеповски. Сепаратисты Северо-Запада. 1 часть

Что такое современный сепаратизм в России? Кто финансирует российских сепаратистов от Балтийского моря до Тихого океана? Начинаем публиковать серию журналистских расследований, которые дают конкретные

08.04.2019 в 07:42
Около 12 мин чтения

Если посмотреть на карту мира, Россия выглядит как мифическая рыба-кит, хвост которой плещется в Тихом океане, её брюхо скребут отроги Тянь-Шаня и Горного Алтая, спинные плавники погрузились в моря Северного Ледовитого океана, грудные плавники лежат на Большом Кавказском хребте, а губы вытянулись в трубочку Финского залива. Кажется, достаточно ей сделать только одно-единственное глотательное движение – и «чудо-юдо», сглотнув планктон Западной Европы, окажется в Атлантическом океане.

За сотни лет, что рыба-кит плывёт из Тихого в Атлантический океан, о ней уже сложились мифы. Например, в мифологии скандинавских народов рыба-кит прожорлива и дурна характером, крайне агрессивного нрава. Этими качествами она напоминает великого змея Йормунганда, отравившему небо в Рагнарек – в последней битве богов. Как говорят мифы, спасение придёт, когда бог грома Тор гигантским топором разрубит чудище на куски.

В XXI веке эти мифы продолжают обитать в Голливуде, компьютерных играх и в большой политике. И живут они, как правило, под одним названием: «Расчленители»/Dismantlers. «Орден расчленителей немедленно приступил к истреблению этого огромного существа, — говорится в сценарии распространённой компьютерной игры. — Беспощадно разрубал монстра, чтобы расчистить необходимое жизненное пространство, хотя современные имперские учёные утверждали, что действительной причиной этой охоты было стремление расчленителей удовлетворить свою жажду убийства».

А в реальной большой политике на Западе есть главная Idée fixe – расчленить Россию. Но поскольку из морских кровожадных монстров науке известны только щучья морская собачка и крапчатый звездочёт, мурена и бородавчатка, рауага и морской чёрт, то политикам приходится вновь и вновь слагать истории про «чудо-юдо рыбу-кит». Так появился на свет необычный вид сепаратизма, который получил название «регионализма».

Регионализм – это конструирование новой идентичности, или создание новых этносов на основе древних (и не очень) мифологических сюжетов. Эти якобы воссозданные этносы, по расчётам западных политиков и сотрудников спецслужб, должны со временем получить официальное признание, а затем, пользуясь международным правом на самоопределение, выйти из состава Российской Федерации. Таким замышляется «расчленение по-госдеповски». Печальная судьба Украины, с её мифическими древними украми и невыдуманными неонацистами, она говорит о том, что такая угроза не пустой звук.

FLB провело расследование на тему: кто, где, как и на какие деньги готовит расчленёнку гигантской страны, чреватую колоссальными человеческими потерями. И публикацию результатов этого начинаем с головы «рыбы-кита» — с Северо-Западного региона РФ.

СЕПАРАТИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ РФ: «ИНГЕРМАНЛАНДИЯ», «СВОБОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ», «СВОБОДНАЯ КАРЕЛИЯ», «БАЛТИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА», «ПОМОРЬЕ»

Общая идеология регионализма. Активисты сепаратистских движений Северо-Запада иногда называют себя «практикующими краеведами», то есть теми людьми, которые не только изучают, но и якобы «творят историю своего края», или, другими словами, «конструируют новые идентичности». (В частности, речь может идти о переименовании территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в «Ингрию» или «Ингерманландию»). Более распространённым среди сепаратистов является самоназвание «регионалисты». Они утверждают, что «регионализм не предполагает сепаратизм, но может прийти к нему, если все региональные инициативы, региональные общественные движения, региональные культуры подавляются». В действительности, «регионализм» является современной формой сепаратизма, со своей идеологией, организационными и политтехнологическими методами отчуждения территорий, финансовой поддержкой зарубежных фондов и спецслужб.

Регионализм – это формирующаяся идеология, обслуживающая функционирование региона (локального и надгосударственного) как политического субъекта поствестфальского глобального мира. В его сферу входят те же вопросы, что и в национализм – от социокультурных до политических. Однако регионализм конструирует не классическое государство, а его новую форму, которую называет «регионом», и стремится к построению нового мирового порядка – «мира регионов». За «регионом» в регионализме скрывается идея «постгосударства» – легко конструируемого, ситуативного, виртуального, не привязанного жёстко к конкретной территории.

Эта идеология строится на постмодернистских принципах, декларирующих отмену авторитетов и вертикалей, бесконечное дробление пространства на автономные секторы. Такое дробление поощряется постмодернизмом в области истории, этики, религии, культуры, идентичности, а также в области территориального устройства. С этой точки зрения регионализм несёт в себе ряд серьёзных угроз не только бытию национального государства, но и культурному, политическому и историческому мироощущению современного человека. Таким образом, регионализм – это:

1. Способ десакрализовать идею национального государства и национального суверенитета легальным путём;

2. «Постсепаратизм»;

3. Конструирование новой региональной идентичности и отказ от идентичности общегосударственной;

4. Методика конвертирования локального патриотизма в политический протест;

5. Попытка навязать новый язык геополитики.

Сейчас большинство регионалистских организаций пока представляют собой неформальные сетевые проекты. Идейным предтечей сепаратистов Северо-Запада является Виктор Безверхий (1930–2000), первым запустившим в политический оборот концепцию создания Ингерманландии. Преподаватель марксизма-ленинизма в Ленинградском государственном университете, неоязычник и неонацист по своим убеждениям, Безверхий в 1986 году создал «Общество волхвов», позднее руководил «Союзом Венедов». Среди неоязычников был известен под именем «Дед Остромысл», издавал расистскую газету «Родные просторы» и журнал для язычников «Волхв». В 1988 году получил предупреждение от КГБ о «недопустимости распространения фашизма и организации боевых групп по типу штурмовых отрядов». В 1992 году предстал перед судом за тиражирование книги Mein Kampf, а также за разжигание межнациональной розни (дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления). В 1995 году вновь был привлечён к уголовной ответственности за употребление слова «жид» (и вновь суд кончился ничем). На территории будущего государства «Ингерманландия» Безверхий собирался установить порядки дохристианской Руси, основанные на культе предков.

Надгробье дедушки российского сепаратизма 

«ИНГЕРМАНЛАНДИЯ»

Концепция «Ингерманландии» получила распространение вместе с развитием Интернета. Сегодняшние ингерманландцы обитают в основном в виртуальном пространстве, у самой массовой группы «ВКонтакте» под названием «Ингерманландия» — чуть больше 10 тысяч подписчиков. В ингерманландцы активно записывалась питерская интеллигенция – учёные, журналисты, преподаватели, музыканты, художники. Например, лидер рок-группы «Электрические партизаны», участник Ленинградского рок-клуба Вадим Курылев выпустил в 2005 году альбом «Ингерманландия». Недавно к этому движению присоединился известный рэпер Оксимирон (Oxxxymiron), в его песне «Дежавю» есть слова «Для меня Ингрии свята земля, как зенитовцам».

В середине 2000-х петербургские регионалисты стали постоянными участниками оппозиционных митингов, вроде «Маршей несогласных».

Эстетика ингерманландского регионализма входит в моду среди образованной молодёжи. Так, в одном из главных баров петербургской интеллигенции «Хроники» подают фирменный коктейль «Свободная Ингрия», в твиттере и фейсбуке часто можно встретить хэштег #ИБС (Ингрия будет свободной), а флаг Ингерманландии (сине-красный крест на жёлтом фоне), придуманный в 1919 году как полковое знамя одной из финских воинских частей, стал неотъемлемым атрибутом почти любой протестной акции в городе.

Сторонники «свободной Ингрии» выступают за преобразование Петербурга и Ленобласти в автономную республику с возможностью дальнейшего самоопределения. (В короткий период 1919-1920 на Карельском перешейке существовала республика Северная Ингрия). Они апеллируют к существованию особой ингерманландской идентичности жителей северо-запада России.

Ингерманландцами предлагается считать коренных жителей региона: финно-угров, германцев, славян и балтов. Население России они условно делят на условные «европейское» и «азиатское». По их убеждению, европейская ментальность восходит к традициям Новгородской республики и сосредоточена в Петербурге. Азиатская связана с временами Золотой Орды, опричниной Ивана Грозного и сосредоточена в Москве. Победу Петра I в Северной войне и возврат территории под управление России ингерманландцы считают «началом оккупации Ингрии «московитами».

Пикет ингерманландцев в Петербурге

У ингерманландцев в ходу термин «москаль» — синоним дальневосточного слова «федерал» и сибирского «оккупант». Петербургские регионалисты определяют его так: «Москаль — это идейный сторонник политики, начатой в XIV веке московскими князьями и выдвигающей в качестве высшей цели создание, поддержание и укрепление централизованного милитаристского государства».

Для обоснования «особого, европейского, не русского пути Ингрии» служит книга «Балтийский путь Петербурга» Андрея Пуговкина, доктора биологических наук, пресс-секретаря Санкт-Петербургского союза учёных. Презентация книги была проведена в центре «Мемориал», частично книга была напечатана в журнале «Посев». В своей книге Пуговкин выстраивает следующую логику для отделения территории Ленинградской области от России: «Русские Новгородская и Псковская республики серьёзно связаны со Скандинавией и являются политически и культурно — Северной Европой». А значит — не с Россией».

На «культурном фронте» сепаратистам Ингрии активно помогает правительство Финляндии через Институт Финляндии (Санкт-Петербург), связь которого с министерством образования и культуры Финляндии, с финским правительством и с финским консульством очевидна и указана на сайте организации. Именно в Институте Финляндии все три года существования проходит выставка «Наша земля — Ингерманландия». Так выставка формирует сепаратистский дискурс, направленный на отделение территории от России. Неслучайно о «распаде РФ и необходимости сохранения восточных частей Ленинградской области в независимой Ингрии» говорится на странице выставки в соцсети ВКонтакте 31 марта 2015 года.

В политической деятельности сторонники Ингрии связаны с партией «Яблоко». Несколько десятков материалов о деятельности питерского «Яблока» размещены на сепаратистском сайте ingria.info, причём много материалов описывают совместные акции «Яблока» и активистов «Свободной Инргии». Сепаратисты из «Свободной Инргии» в 2011-2012 году оказывали всяческую поддержку «Яблоку» в выборной компании, аргументируя это идеологической близостью. Ингерманландец Константин Ершов в 2011 году баллотировался от «Яблока» в депутаты по 48 округу Санкт-Петербурга. «Яблоко» — единственная партия в России партия, выступающая за децентрализацию РФ и за введение системы региональных партий.

Сторонники Ингрии занимают антигосударственную позицию. Регионалисты Ингрии Светлана Гаврилина и Павел Мизерин участвовали в киевском «майдане» в 2013-14 годах, и сегодня занимают яростно проукраинскую позицию, называют воссоединение России с Крымом «московской оккупацией», участвуют во всех «белоленточных» и «антивоенных» проукраинских уличных акциях. Сторонница «Свободной Ингрии» Инна Демидова фотографируется в форме Вермахта, называет известного питерского ультраправого радикала Дмитрия Боброва («Шульц-88») «своим товарищем» и размешает на своей странице фильм с его и своим участием.

В мае 2016 года сотрудники ФСБ задержали Артёма Чеботарева — администратора паблика «Свободная Ингрия». Ему предъявили обвинения по уголовной статье 282 за комментарий во «ВКонтакте» «экстремистского содержания». Чеботарёв – один из самых последовательных учеников Безверхого-«Деда Остромысла»: неонацист, последователь одной из версий праславянского язычества. При обыске у него изъяли как изображения свастики, так и флаги Ингрии.

А. Чеботарёв

«СВОБОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ»

В мае 1996 года Управление юстиции Санкт-Петербурга зарегистрировало РОО «Санкт-Петербург – за автономию» — первую легальную общественную организацию регионалистов. Это движение не поддерживало «ингерманландцев» и выступало за отделение северной столицы от России. Его представителями были историки Даниил Коцюбинский (автор сборника статей «Петербург без России») и Лев Лурье (автор книги «Без Москвы»). Противоборство «ингерманландцев» и «петербуржцев» продолжалось до начала 2000-х, но сейчас эти разновидности сепаратизма мирно сосуществуют, вместе выходят на оппозиционные митинги.

Д. Коцюбинский (слева)

Вскоре Коцюбинский создал партию «Свободный Петербург». Для справки: Коцюбинской родился в 1965 году в Ленинграде, окончил исторический факультет Ленинградского пединститута им. Герцена. Работал в журналистике, в настоящее время старший преподаватель факультет свободных искусств и наук СПбГУ. Анархист по своим политическим убеждениям.

В 2012 году общественная организация «Профсоюз граждан России» потребовала уволить преподавателя истории, политологии и журналистики Даниила Коцюбинского из университета за «сепаратизм». Поводом для этого стала его статья «Петербург в XXI столетии — независимое государство, член Евросоюза». В ней Коцюбинский предлагал подумать о преобразовании Петербурга в парламентскую республику. Иллюстрацией к тексту служил сине-белый флаг новой республики и её карта, включающая в себя территорию Петербурга и западную часть Ленобласти.

В том же, 2012 году, Фонд «Либеральная миссия» (президент Евгений Ясин, вице-президент Игорь Клямкин) издал брошюру Коцюбинского «Глобальный сепаратизм – главный сюжет XXI века».

Как пишет автор этой брошюры, СССР является «полным функциональным аналогом Святой Руси», а русский народ – это её «артефакт», возникший и существующий исключительно «под властным нажимом сверху». А сама Российская Федерация якобы «стоит одной из первых в списке систем, обречённых на кризис и саморазрушение». Истоки этой «национальной неполноценности» автор идеи видит в том, что Русь «оформилась как улус Золотой Орды» и «пронесла сквозь столетия изначальный «ордынский» тип взаимоотношений власти и общества».

И. Клямкин (слева), Д. Коцюбинский (справа), В. Штепа (сзади)

Коцюбинский вывел «временной цикл великих потрясений в новейшее время». Этот историк, глядя на Россию глазами гинеколога, подсчитал великий «менструальный цикл» (21-23 года), когда страна с природной неизбежностью истекает кровью в революциях и войнах. Анархист по убеждениями, он, тем не менее, предлагал отказаться от истёртых за полторы сотни лет левацких лозунгов социального протеста, чтобы перенаправить энергию грядущих цветных революций в область «регионализма», то есть территориального дробления крупных национальных организаций. Автор доказывает, что все предыдущие реформы в России провалились из-за «генетической неспособности российского государства к полноценной модернизации», словом, таков её «родовой недуг». (Этим концепция «регионализма» Коцюбинского отчасти напоминает теорию «этических рас» Энгельгардта). В конечном итоге, по мнению Коцюбинского, Россия должна быть поделена между США, Евросоюзом и Китаем.

«СВОБОДНАЯ КАРЕЛИЯ»

Сепаратистское движение «Свободная Карелия» начиналось с одноименной группы в социальной сети «ВКонтакте». Сегодня её численность почти достигла полутора тысяч человек. По словам идеолога движения Вадима Штепы, живущего в Петрозаводске, «изначально участники группы просто фантазировали на тему будущего республики, без привязки к политике». Впоследствии они стали выходить на уличные акции. Первым стал пикет под лозунгом «Вернём Кижи под юрисдикцию Карелии», затем митинг – «Карелии – карельские названия». Они предложили печатать карельскую валюту – руны. Летом они планируют провести в Петрозаводске международный фестиваль «Солнцеворот» – аналог славянского праздника Ивана Купалы, шведского Midsommar, финского Juhannus, но с восточно-карельской спецификой. Зарегистрировать «Свободную Карелию» как политическую организацию её активисты не смогли, так как региональные партии в России запрещены. В социальных сетях «Свободная Карелия» существует под ником free_karelia.

Для справки: Вадим Штепа родился в 1970 году в Петрозаводске, окончил журфак МГУ. Вёл авторскую колонку на сайте Гарри Каспарова, считается «подлинным идеологом «национал-оранжизма». В 2007-м выступал в Петербурге на митинге вместе с Владимиром Буковским и лидером петербургского СПС Леонидом Гозманом. В мае 2013-го Штепа в составе «делегации» российских регионалистов побывал в США. Цель – встречи с представителями американских властей на тему «Американский федерализм и общественная политика». Затем Штепа стал одним из основных организаторов конференции «Какая федерация нам нужна?», прошедшей в том же 2013 году в стенах НИУ ВШЭ.

В марте 2010 года Штепа вошёл в руководство «Национал-демократического альянса» (НДА), собравшего под своей крышей движения «Ингерманландия», «Республика Сибирь», «Дальневосточная Русь», «Залесская Русь», «Московская Республика» (msk_republic), «Республика Северная Русь» (ru_sever), «Город Над Вольной Невой» (spb_regionalizm), «Свободный Урал» (free_ural) и пр.

Соучредители НДА – Илья Лазаренко и Алексей Широпаев – известны как убеждённые неонацисты, поклонники генерала Власова. Ещё в январе 2007-го Широпаев, Лазаренко и Штепа собрали в Великом Новгороде своих «национал-демократов» и провозгласили о создании «Новгородского вече». На этом «вече» провозглашались неонацистские ассоциации: обращение к эсэсовскому замку Вевельсбург, воспоминания об «арктических льдах», о «чёрном солнце», мечты о Сверхчеловеке и отрицании «семитско-библейского Бога». Во главе такой «национал-демократии» становится избранный «расовый авангард», который руководит языческим плебсом, или «славянщиной со всеми ее перунами и сварогами».

В. Штепа, И. Лазаренко (справа)

А. Широпаев (слева), В. Штепа

Осенью того же 2007 года Лазаренко и Широпаев решили создавать Республику Залеская Русь, которая заняла бы всю территорию Центрального федерального округа РФ и присоединила бы Нижегородскую область. И сообщество «Национал-демократия в России» стало формировать у населения ЦФО «залесское самосознание, постепенно отказываясь от русской идентичности».

В 2008 году Лазаренко в беседе с одним из своих соратников признался, что их «пригласили в оранжевый проект». Так в оппозиционных кругах называли разработанную Госдепом США технологию продвижения «либеральной революции под нацистскими знамёнами». Национал-либеральный союз должен был прийти на смену пресловутым «красно-коричневым» из 90-х. И подлинным идеологом этого «национал-оранжизма» стал Вадим Штепа, который, по выражению политолога Аркадия Малера, исходит из того, что «нынешняя Российская Федерация («Эр-эфия») — это не Россия, это сугубо колониальное образование, это вообще «Анти-Россия». Штепа принимал участие в событиях на Майдане в 2014 году.

«БАЛТИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА»

Первая регионалистская организация – Балтийская республиканская партия – появилась в Калининграде в начале 1990-х (уже 16 лет запрещена РФ как экстремистская организация). Она официально выступала за преобразование Калининградской области в независимую Балтийскую республику. Партия ратовала за возвращение городам региона исторических названий, в том числе за переименование Калининграда в Кёнигсберг. В 2003 году её запретили, а в Калининграде было создано общественное движение «Республика», преследующее те же цели. Организация существует и по сей день. Её сторонники всячески подчёркивают, что в регионе соприкоснулись интересы нескольких национальных культур. В результате появилась особая идентичность, отличная от русской, – балты.

Местные регионалисты всячески подчёркивают свою «европейскость». Калининградские «республиканцы» – постоянные участники местных «Русских маршей». Каждый год они неизменно выходят на националистическую акцию под прусскими знамёнами с чёрным орлом на серебряном щите. В 2012 году регионалисты даже поддержали лидера движения «Русские» (организация запрещена как экстремистская) Дмитрия Демушкина, когда тот выдвигался в мэры города

«ПОМОРЬЕ»

В середине 1990-х профессор Поморского университета Владимир Булатов конструирует новый субэтнос — «поморов» и объявляет Поморьем (землёй «поморов») территорию от Онежского озера через Белое море и вплоть до северных границ Урала и обвиняет Москву в репрессивной политике по отношению к поморам с XV века. Студент создал в Архангельском мединституте кружок для проработки «поморской идеи», в газете «Волна» в январе 1991 года он публикует статью под названием «Мы — за Поморскую республику». Моисеев определяет цель для местных регионалистов — работа на отделение Архангельской области от России. В 90-х годах стараниями Моисеева в Архангельской области создаются «поморские» организации.

В 2007 году на так называемом «объединительном съезде поморов» принимается декларация, в которой содержатся права поморов на территорию и ресурсы: «Мы, поморы, коренной народ российского Севера, традиционно испокон веков проживающий в Архангельской, Мурманской областях, республике Карелия и Ненецком автономном округе, заявляем о своём праве на существование в качестве самостоятельного народа Российской Федерации, равного по правам другим коренным народам нашей страны».

Деятельность Моисеева финансировал фонд Форда (США). В 2012 году Моисееву было предъявлено обвинение по статье 282 ч. 1 УК РФ за оскорбительные высказывания о русских в Архангельской области («Вас миллионы быдла, а нас 2 тысячи людей»).

См. продолжение: Корректоры идентичности. Сепаратисты Северо-Запада. 2 часть. Как варяги завоёвывают Русь с помощью программ продвижения «баренц-эталона». 2 млрд рублей за 8 лет истратила Норвегия «на смену идентичности» жителей Северо-Запада России

logo

Оперативная публикация информации сайта в канале Telegram ↓

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Расчленение по-госдеповски. Сепаратисты Северо-Запада. 1 часть