Худрук театра «Сатирикон» обвинил министра культуры в мести через прокурорские проверки. Поставят ли министра культуры на на место? Мединский против артистов.
Очередной скандал в культурной сфере произошел с участием министра культуры РФ Владимира Мединского. Как сообщает корреспондент The Moscow Post, художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин выступил с резкой критикой «главного по культуре», призвав «урезонить министра».
— Он не может мне простить моего высказывания на съезде Союза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра „Сатирикон“. Просто вредит самым последовательным прицельным планомерным образом. Сейчас посягает на наше строительство: хочет его остановить, ему помешать, — заявил Райкин.
Речь идет о выступлении руководителя театра перед театральным же сообществом в 2016 году, когда он обвинил министерство в цензуре и обличил «борьбу государства за нравственность». После этого за год в «Сатирикон» шесть раз приходили с прокурорскими проверками. Неужели министр культуры РФ – мстительная и недальновидная персона? И аукнется ли ему такое отношение к творческому обществу?
Противоречие – суть искусства?
Мединский в последние годы действительно противоречит сам себе. И речь не о громких скандальных заявлениях министра, и даже не о его докторской степени, которую он сохранил просто чудом. Противоречие в первую очередь касается его слов о цензуре: следом за выступлением Райкина в 2016 он заявлял, что цензуры в России «ни в какой форме нет». А уже через год объявил о том, что государство намерено напрямую вмешиваться в творческий процесс.
Похоже на столкновение двух мнений в одной голове? Похоже. Но что это – биполярное расстройство личности, прогрессирующая шизофрения или все-таки банальное отсутствие совести?
Что касается прокурорских проверок в «Сатириконе» и любом другом государственном театре, даже если они организованы напрямую Мединским, придраться тут формально не к чему: министерство проверяет организации, которые расходуют бюджетные деньги. Вот только репутацию Мединского это подрывает все с новой и новой силой – хотя, казалось бы, что от нее осталось после дела Кирилла Серебренникова?
А судьи кто?
Больше цензуры богу цензуры – так можно охарактеризовать происходящее при Мединском в культурной сфере. Он выступает против обнаженных актеров на сцене – естественно, не видев саму постановку. Он участвует в запрете Тангейзера, при нем боятся ставить классическую оперу «Иисус Христос – суперзвезда».
И прикрывается при всем этом глава Минкульта, конечно, основами нравственности, которые подрывают такие спектакли. Вот только что осталось от нравственности в нем самом?
Может быть, нравственность Мединского – в удавлении на корню свободы творчества и самовыражения, гарантированных россиянам конституцией? Ведь они больше не могут говорить со сцены все, что хотят. И словами «я художник, я так вижу» от министра теперь не прикроешься: он уже потребовал от главы Школы-студии МХАТ объяснить появление на сцене обнаженного персонажа.
Теперь так придется отчитываться обо всем? «Актер двинул ногой, потому что по сценарию должен сделать шаг вперед»?
А может быть, нравственность министра кроется в его докторской диссертации, которую эксперты признали ненаучной и компилированной? Почему ему оставили степень – другой вопрос. Наверное, в понятие нравственности Мединского входит давление на участников комиссии.
А заодно в него входят и черные списки. Много, много черных списков – тех, кому нельзя выступать, кого нельзя приглашать, кому не место в культурном сообществе. Вот только всю жизнь культурное сообщество само отсеивало бесталанных и бессмысленных своих членов. Но теперь, похоже, что-то сломалось, раз Мединский до сих пор в нем. А многие талантливые люди – нет.
Последний скандал произошел с черным списком участников Санкт-петербургского международного культурного форума за подписью первого замминистра Владимира Аристархова. Туда включили «нежелательных» лиц – видимо, тех, кого Мединский попросту не желает видеть на форуме. А на творческие заслуги перед общественностью ему, конечно, плевать.
Нравственные хищения?
А может быть мы вспомним о финансовых делах в министерстве культуры прежде, чем Мединский пошлет очередную проверку в «Сатирикон»? Как насчет подведомственной Минкульту Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации?
Деньги туда уходят миллиардами – в 2018 году, например, на реставрацию направят как минимум 4.1 млрд рублей. Казалось бы, дело хорошее. Но вот только финансовые утечки видно, а результатов нет.
Уголовные дела только за последнее время возбудили в отношении замдиректора Эрмитажа Михаила Новикова, чуть раньше дали срок заместителю Мединского Григорию Пирумову. Арестовали главу «Ленпроектреставрации», работавшего с Минкультом. И все это за взятки и хищения! Под носом у министра – а того, глядишь, и вместе с ним!
Райкин смотрит на Мединского, как на цензуру?
И это еще без упоминания строительства сцены Малого драматического театра в Санкт-Петербурге, которая сорвалась из-за сбежавшего с 45 млн рублей застройщика. Теперь проект отдали Ротенбергам, а сроки сдвинули аж на 2020 год. Не будет новой сцены у Театра Европы, друзья – финита ля комедиа, как говорится, деньги уже попилены!
А теперь этот человек – олицетворение культуры и нравственности в стране, неправда ли? – по словам Райкина, мешает реставрировать «Сатирикон». Может потому, что на этом ремонте ему откатов получить не удалось? Или просто из вредности и, действительно, из жажды мести?
Вот только стоит ли такому персонажу рулить культурой в России? Кажется, нет. Впрочем, слухи об отставке Мединского ходят уже давно, и особенно обострились на фоне близящихся выборов: поговаривают, что именно он может стать чиновником, чья голова «полетит с плеч» демонстративно, в качестве ответа на вопросы общественности. Злые языки утверждают, что знает об этом и сам министр, поэтому перевел активы на родственников и трясется в страхе… Что ж, каждому воздастся по его нравственности, господин Мединский?