Указ о запрещении в служении протоиерея Владимира Головина из города Болгар в Татарстане всколыхнул православную общественность. Запрет связывают с завистью к популярности Головина как видеоблогера и проповедника, а также к его умению легально зарабатывать. Кроме того, говорят о проблемах в отношениях опального священнослужителя с митрополитом Казанским Феофаном — якобы Головин стал помехой для коррупционных схем иерарха. ПАСМИ попыталось разобраться в перипетиях внутрицерковного конфликта.
Не лезь к попу в карман
Чистопольская епархия издала указ о запрещении в служении протоиерея Владимира Головина несколько дней назад. Формальным поводом для запрета стали провокационные высказывания священника.
Сам Головин заявил о сговоре митрополии с руководством Татарстана и в свою очередь обвинил митрополита Казанского Феофана (Ашуркова) в стремлении к власти.
Кроме того, протоиерей, который известен тем, что легально зарабатывает сотни миллионов рублей, обнародовал отчётность своего фонда за прошлый год и призвал епископов сделать то же самое.
«Это довольно сильный ход! — заявил ПАСМИ отец Всеволод Чаплин, над которым в последнее время тоже сгущаются тучи святейшего недовольства. — Если меня запретят в служении, я тоже молчать не буду — у меня есть некоторые контраргументы, которые я могу предоставить общественности».
Доходы епископов — это тайна за семью печатями. В отличие от государственных чиновников, они не обязаны официально публиковать декларации. Поэтому коррупционные преступления в церкви — обыденность. Взятка епископу за право стать настоятелем богатого храма называется на церковном языке «симонией» — греховным, но вполне легальным даянием.
Зачастую епископы выбивают деньги с духовенства при помощи угроз, что прямо подпадает под статьи УК. Если священник по каким-либо причинам не устраивает своего епископа, его обычно запрещают в служении, как это и произошло с Головиным. Трудовое право в таких случаях не работает.
Корни правового церковного беспредела уходят глубоко в советское время: семьдесят пять лет назад Иосифом Сталиным была создана Русская православная церковь в её нынешнем виде. Когда товарищ Сталин ставил полковника госбезопасности Георгия Карпова на место председателя Совета по делам церкви, он строго ему заповедовал: «Только не лезь попу в карман».
С епископа взятки гладки
Завет Сталина церковные иерархи относят только к своим доходам. Сами же активно лезут своему духовенству в карман и обогащаются разными способами, в том числе и за счёт российского бюджета.
В 2010 году Минкультуры выделило 10 млн рублей на реставрацию двух храмов в Ставропольской и Владикавказской епархии. Подрядчиком выступило ООО «Архитектурно-строительный центр „Храм“», которое в то время, согласно базе СПАРК, принадлежало церкви. Архиепископом Ставропольским и Владикавказским был тогда Феофан Ашурков.
Вскоре Феофан был откомандирован в Челябинск, куда приехал на новенькой Audi A8 4.2 FSI quattro, купленной в московском автосалоне «Ауди Центр Юг» за пять миллионов. На первой пресс-конференции Феофан выступил перед челябинскими журналистам в швейцарских часах Vacheron Constantin за 15 тыс. евро с ремешком из кожи аллигатора.
После Челябинска Феофана перевели в Ульяновск, а потом и в Казань. И везде Ашурков возбуждал неприязнь своей показной роскошью.
Пару лет назад группа клириков и мирян Татарстанской митрополии обратилась к журналистам с жалобой: «Со сменой митрополита епархиальный налог вырос в пять раз. Для многих это неподъемная ноша. К тому же г-н Ашурков распорядился прекратить всякую самостоятельность в вопросах приобретения церковной утвари и литературы, монополизировав этот рынок. Теперь все и всё централизованно закупают в епархиальном магазине с тройной накруткой. Также и подписываются все и на всю церковную периодику. Стоит отметить, что оплата товара покупателями, т.е. приходами и монастырями, производится строго по полной предоплате. А вот поставщики товара вынуждены ожидать оплаты неделями, а то и месяцами».
Естественно, в условиях правового беспредела, царящего в РПЦ, всё это сошло епископу с рук. Но Феофану уже 71 год, через четыре года его должны уволить на покой. Для того чтобы остаться на кафедре, митрополиту нужно впечатлить Синод и Патриарха. Для этого он затеял стройку собора Казанской иконы Божией матери, а также, по словам источников ПАСМИ, «отправляет чемоданы денег в Москву».
Разменная фигура
Чем же популярный проповедник Головин вызвал раздражение Ашуркова настолько, что последний не побоялся лишиться части доходов. Священник был далеко не дурак и регулярно «откатывал» со своей прибыли в епархию. По словам источника ПАСМИ, священника просто разменяли как пешку в коррупционных играх митрополита.
Город Болгар, где служил Головин, находится на берегу Волги на месте средневековой столицы Волжской Булгарии — Булгаре. Руководство Татарстана готово поддержать новый амбициозный проект Феофана по строительству кафедрального собора в Казани, но взамен Болгар должен стать заповедником ислама, ведь это место является святым для татарских националистов. В прошлом году в Болгаре торжественно открылась Болгарская исламская академия, построены палаточный лагерь для паломников, Музей хлеба, мечеть и комплекс медресе, а также специальный памятный знак в честь принятия волжскими болгарами в 922 году ислама в качестве государственной религии.
Ашурков же построил под Казанью в элитном поселке Петровское особняк площадью в 1600 кв. метров, с отделкой мрамором, коваными лестницами и бассейном. В этой резиденции и проживает сейчас Феофан. Особняк окружает участок площадью 2500 кв. метров. Формально недвижимость принадлежала Самойленко Татьяне Викторовне — казначею епархии и супруге секретаря Феофана, теперь — переписана на казанскую.
По словам источника, прежний владелец особняка оценил его в 70 млн рублей, а Феофан вложил еще 80 млн. Этот особняк является «отступным» для митрополита, который должен сдать властям Татарстана не только Болгар, но и Казанский кремль, утверждает собеседник ПАСМИ.
Головин — персона медийная, голыми руками не взять — на его YouTube канале 166,5 тысяч подписчиков. Его знают и уважают многие известные персоны, за ним действительно идут люди. Поэтому вопрос с ним пришлось решать в Москве.
Запрет Головина возбудил огромную волну недовольства. Многочисленные почитателя священника не согласны с церковным решением и внутрицерковный конфликт может скоро перейти в горячую фазу. Скандал разворачивается на фоне вмешательства государства в церковные дела, что выразилось в недавнем смещении директора «Софрина» Евгения Пархаева. То есть государственные мужи наконец «залезли попу в карман», а это означает начало совершенно новой эпохи церковной истории. Возможно, скоро мы увидим невозможное — епископа на скамье подсудимых.
Источник
Внимание! Мнение авторов может не
совпадать с мнением редакции. Авторские
материалы предлагаются читателям без
изменений и добавлений и без правки ошибок.